Развитие физической культуры и спорта

image_pdfimage_print
1.            В рамках стратегии сокращения бедности физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как вид социальной деятельности, направленный на всестороннее гармоничное развитие и физическое совершенство личности, как основу формирования здорового образа жизни, предотвращения криминализации молодежной среды. Анализ показывает, что в Кыргызстане более половины детей, учащихся, студентов имеют отклонения в состоянии психологического и физического здоровья, физическая подготовленность многих молодых людей является неудовлетворительной.
Что касается взрослого населения, то до 70% его состава имеют низкий и ниже среднего уровень физического здоровья.
2.            Уровень развития физической культуры и спорта в значительной мере зависит от материально-технического и кадрового обеспечения. Количество детско-юношеских спортивных школ с каждым годом снижается. С 1989 по 2002 годы их число сократилось на 41%. Табельным инвентарем и оборудованием учебные заведения обеспечены на 10% от необходимого для выполнения учебных программ количества. За период с 1991 года по 2001 год основные показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта, снизились на 50-60%.
Имеющаяся спортивная база республики с начала экономических реформ оказалась в сложном положении, так как повышение цен на потребляемую электроэнергию, воду, тепло не позволили в дальнейшем не только развивать спортивную базу, но и даже содержать ее. Увеличение арендной платы, стоимости абонементов, которые не могут покрыть значительную часть расходов на содержание спортсооружений, лишили учащихся спортивных школ, учебных заведений, пенсионеров, малообеспеченные семьи, детей возможности активно заниматься физической культурой и спортом. Практически отсутствуют условия вовлечения инвалидов, детей-сирот в приемлемые формы занятия физической культурой.
3.            Объем ресурсов, выделенный в текущем периоде из государственного бюджета, местными органами самоуправления на развитие физической культуры и спорта, покрывает только 10% реальных потребностей. Из республиканского бюджета на эти цели были направлены средства в следующих объемах: 1999 г. – 0.04% к ВВП; 2000 г. – 0.05% к ВВП; 2001 г. – 0.06% к ВВП.
4.            Главной целью является внедрение здорового образа жизни населения, создание системы непрерывного физического воспитания населения, создание условий для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для всех граждан Кыргызской Республики вне зависимости от возраста, социального положения и уровня жизни.
Механизмы достижения данной цели включают в себя:
·                создание системы мониторинга и коррекции физической подготовленности детей, подростков и молодежи;
·                совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта;
·                поддержка программ, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей- инвалидов и сирот;
·                углубление сотрудничества с международными организациями для реализации программ по физическому воспитанию разновозрастного населения республики.
В перспективный период предпринимаемые усилия будут сосредоточены на улучшении физического здоровья детей, подростков, молодежи, формировании основ физической и духовной культуры молодого поколения и взрослого населения.
Для этого будут разработаны и осуществлены научно-обоснованные программы физического воспитания населения, подготовки спортсменов высокого класса, совершенствования нормативно-правовой базы, государственных стандартов, норм, правил, применения современных форм деятельности физкультурно-спортивных учреждений и организаций, создания системы непрерывного физического воспитания населения и детско-юношеского спорта. Значительное внимание будет уделено также развитию инфраструктуры государственных предприятий и физкультурно-спортивных сооружений, государственной поддержке соответствующих объектов образовательных учреждений, спортивных школ, клубов, укреплению материально-технической базы спортивных учреждений.
Необходимо также создать условия для внедрения физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в практику работы, совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров для организации физического воспитания и детско-юношеского спорта. Совместно с органами местного самоуправления, заинтересованными министерствами и ведомствами будет реализована государственная программа развития сети детско-юношеских спортивных школ, центров Олимпийской подготовки.
5.            Особое внимание будет обращено на создание условий для занятий физической культурой и спортом малообеспеченным лицам, не имеющим материальных и финансовых возможностей, сиротам и инвалидам.
6.            Результатами реализации запланированных мероприятий будут:
·                значительно улучшение физического здоровья детей, подростков, молодежи;
·                снижение уровня наркомании, алкоголизма и преступности в молодежной среде и внедрение в нее здорового, спортивного стиля жизни;
·                развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
·                внедрение здорового образа жизни среди взрослого населения;
·                создание современной научно-практической базы для подготовки спортивного резерва сборных команд Кыргызстана;
·                повышение эффективности деятельности государственных учреждений и общественных организаций, участвующих в развитии физического воспитания и детско-юношеского спорта.