Обеспечение занятости, создание новых рабочих мест

image_pdfimage_print
1.            На протяжении последних трех лет (1999 –2001 гг.) конъюнктура на рынке труда продолжает оставаться трудоизбыточной. В результате структурной перестройки экономики и спада в отраслях производства растет несоответствие между спросом и предложением на рынке труда, что, в свою очередь, приводит к увеличению безработицы.
Безработица пополняется за счет высвобождения таких категорий населения, как граждане, высвобожденные с производства по сокращению штатов, средняя численность которых за последние три года составила свыше 20 тысяч человек, из них более трети состоит на учете в службе занятости, а также уволенные с предприятий и организаций по собственному желанию, свыше 70% из которых находятся в поисках работы и обращаются в службу занятости. При этом необходимо отметить, что зачастую люди увольняются из-за того, что долгое время находятся в вынужденных отпусках в то время, как их предприятия простаивают.
В результате, за период 1999 год — первое полугодие 2002 года число безработных, состоящих на учете в службе занятости, увеличилось с 54.7 до 62.7 тыс. человек. В 2001 году уровень зарегистрированной безработицы составил 3.2 процента, что на 0.3 процента больше, чем в 1999 году.
В настоящее время реальным потенциалом для создания рабочих мест обладает только частный сектор.
2.            Роль Правительства в сложившейся ситуации заключалась в создании необходимых условий для развития частного сектора, а также в принятии мер по социальной защите официально зарегистрированных безработных граждан. При этом приоритетными являлись так называемые активные меры политики, проводимые на рынке труда, которые в течение 1999-2001 гг. и первого полугодия 2002 года позволили достигнуть позитивных результатов.
Принят Закон «О содействии занятости населения». Численность безработных, участвующих в общественных оплачиваемых работах, выросла в 1.4 раза. В ходе этих работ проводились паспортизация малоимущих семей, ремонт и восстановление ирригационных сетей, водопроводных линий и т.д. Темп роста показателя профессионального обучения безработных составил 128 %. Число получателей микрокредитов среди безработных выросло в 3 раза. Темп роста показателя по созданию рабочих мест за счет всех источников финансирования составил более 116 %. За анализируемый период были проведены другие инициативы, реально способствующие сокращению бедности.
3.            Вместе с тем имеются следующие проблемы, требующие своего разрешения.
Уровень официальной безработицы не в полной мере характеризует состояние рынка труда, соответственно, определение обоснованного показателя безработицы также является существенной проблемой. Например, по методологии Международной Организации Труда уровень общей безработицы составляет в республике от 7 до 11 процентов.
Численность граждан, выбывших с предприятий и организаций, в среднем на 30% превышает численность принятых на работу. Ежегодно более 40% безработных граждан из числа высвобожденных с предприятий и организаций обращаются в службу занятости.
Социальный фонд Кыргызской Республики в недостаточных объемах и несвоевременно осуществлял финансирование мер политики занятости населения.
Ежегодно более 34 % выпускников школ, ВУЗов, ССУЗов, ПТУ не имеют возможности трудоустроиться по причине недостаточности опыта и невостребованности на рынке труда полученной специальности.
4.            Основной целью в области занятости является повышение занятости населения за счет создания новых рабочих мест.
Для этого предполагается принятие эффективных мер по следующим приоритетным направлениям:
·                обеспечение условий для повышения занятости;
·                обеспечение эффективности мер на рынке труда, создание рабочих мест.
5.            Условия для повышения занятости будут обеспечены за счет реализации следующих механизмов:
·                адекватный, всесторонний анализ рынка труда;
·                создание в регионах бизнес-центров на базе простаивающих промышленных предприятий;
·                создание нормативно-правовой базы для организованного экспорта трудовых ресурсов;
·                внедрение цивилизованных отношений в процессы трудовой миграции;
·                оптимизация подготовки в системе среднего и высшего образования с учетом реальной потребности на рынке труда;
·                расширение форм и методов обеспечения занятости населения.
6.            Эффективность мер на рынке труда будет обеспечена за счет реализации следующих механизмов:
·                создание рабочих мест в приоритетных сферах экономики;
·                развитие и совершенствование механизмов активной политики на рынке труда;
·                повышение роли Трехстороннего Совета в реализации политики занятости путем их создания в регионах;
·                повышение качества управления трудовыми ресурсами.
Bookmark: _Toc25692783
6. Реформирование заработной платы и трудовых отношений 
7.            Экономические реформы в республике способствовали значительным изменениям в сфере трудовых отношений и заработной платы.
Появились новые источники денежных доходов населения в виде средств, получаемых от предпринимательской деятельности, участия в прибылях субъектов рынка. Но заработная плата для большинства населения остается основным источником доходов.
По вопросам социально-трудовых отношений в республике действует Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных трудовых отношений, заключены Генеральное соглашение на 2002-2004 годы, ряд отраслевых и коллективных договоров и соглашений. Утверждена Концепция развития системы социального партнерства в Кыргызской Республике. В этих же целях разрабатывается проект Закона «О социальном партнерстве в Кыргызской Республике».
Основными проблемами в области оплаты труда и трудовых отношений являются:
·                возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами. Крайне низкий уровень заработной платы сложился у работников социальной сферы (образование, наука, здравоохранение) — 50% от размера средней заработной платы в экономике;
·                низкий уровень оплаты труда привел к потере стимулирующей роли заработной платы,  снижению реальных доходов населения, и, следовательно, к увеличению показателей бедности;
·                отсутствие активного взаимодействия между объединениями работодателей и представителями работников в решении социальных вопросов, включая вопросы тарифного регулирования заработной платы, ввиду несовершенства нормативных правовых актов;
·                работодатели в недостаточной степени вовлечены в процесс подготовки и заключения соглашений.
8.            Приоритетами в области оплаты труда и социально-трудовых отношений являются:
·                развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы путем совершенствования законодательства;
·                установление и обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда за счет разработки соответствующих нормативных актов и устранения необоснованной дифференциации в оплате труда, постепенного повышения заработной платы в государственном секторе;
·                создание условий эффективного регулирования трудовых отношений через ускоренную разработку нормативных правовых актов по регулированию социально-трудовых отношений и развитие социального партнерства.