Детская бедность

image_pdfimage_print
1.            Проблема детской бедности, в отличие от бедности взрослого населения, имеет более серьёзные негативные последствия для общества в целом. В настоящее время произошел рост таких показателей, как «социальное сиротство», «скрытый отсев» в школах, число работающих детей и детей вне семьи. Для решения этих проблем принята и реализуется Государственная программа по реализации прав детей Кыргызстана «Новое поколение».
2.            Основными проблемами, не позволяющими эффективно бороться с детской бедностью, являются следующие:
·                Несовершенство законодательной базы
Существуют адресные группы детей, не охваченных законодательной поддержкой. К ним относятся: безнадзорные дети, дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, выпускники детских учреждений (в том числе специализированных), несовершеннолетние после отбытия срока наказания или условно осужденные. Отсутствует система экспертизы принимаемых нормативных правовых документов с позиции соблюдения интересов детей.
·                Отсутствие государственного органа по работе с семьями и детьми
Отсутствует комплексный подход к решению проблем детской бедности и безнадзорности. Частично этим занимается Министерство внутренних дел (рейды по выявлению, отправка детей через приёмник-распределитель по месту проживания), Министерство образования и культуры (опека и попечительство, посещаемость школ), Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), Министерство труда и социальной защиты (выплата пособий и социальных пенсий). Органы опеки и попечительства переведены под юрисдикцию местного самоуправления, но не включены в штатное расписание. Инспектора по охране детства и ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних выполняют свою работу по совместительству, в связи с чем практически отсутствует система мониторинга семей и детей «групп риска».
·                Отсутствие эффективного учёта детей и семей «групп риска»
Наблюдается несоответствие данных, получаемых о детях «групп риска» от различных структур. Так, например, количество безнадзорных детей колеблется от 2 до 15 тысяч. Информация по «скрытому отсеву» среди школьников, полученная из различных источников, различается в 10-20 раз.
·                Отсутствие целевого детского бюджета
Практически не финансируются мероприятия по работе с безнадзорными детьми, по выводу семей из кризиса, не оказывается государственная поддержка выпускникам детских учреждений, отсутствует финансирование опекунских семей.
3.            Основной целью в сфере поддержки детства является смягчение бедности среди социально-уязвимых детей.
В связи с этим главными приоритетами работы должны стать:
·                обеспечение самодостаточности семей и поддержки детей;
·                полное вовлечение в деятельность по смягчению бедности самих семей и детей.
4.            Стратегия стабилизации предусматривает решение проблемы самодостаточности семей и категориальную поддержку детей, находящихся вне семьи, либо в семье без возможности саморазвития, в том числе путем формирования системы социального и семейного патроната.
Это формируется при помощи Служб поддержки семьи и детей через систему микрокредитования, установление шефства над семьёй, предоставления для детей льготных (в т.ч. бесплатных) услуг образования и здравоохранения.
Для детей в семьях с негативными процессами (насилие, алкоголизм, наркомания) обеспечивается контроль над развитием ребёнка со стороны социального работника вплоть до изъятия ребёнка из семьи. В данном случае поддержка направлена в основном на ребёнка, а не на семью (дневные и круглосуточные мини-детсады, обеспечение питанием и одеждой в школах, адресная гуманитарная помощь).
Дети вне семьи также имеют право на семейное воспитание в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка. Для таких детей предусматривается развитие системы семейных детских домов, создание патронатных семей. В исключительных случаях подростки могут быть определены в детские учреждения интернатного типа с обязательным условием трудового воспитания и профессионального обучения. Для этого может быть использована материально-техническая и кадровая база профессионально-технических училищ.
Стратегия развития направлена на более полное вовлечение в деятельность по преодолению бедности самих семей и участие детей. В данной стратегии используются методики «равный-равному», создание групп самоподдержки, детских организаций, общественных формирований. В перспективе это позволит повысить ответственность общественности за каждого ребёнка.