Управление и реформирование системы государственных финансов

image_pdfimage_print
1.            С целью обеспечения достаточной и своевременной финансовой поддержки социально- экономических преобразований в стране, а также прозрачного, подконтрольного и подотчетного функционирования всей финансовой системы в целом назрела необходимость в кардинальном и комплексном ее реформировании по следующим направлениям:
·                реформирование государственной финансовой системы в четком соответствии с трансформированием структуры всей системы государственных органов для выполнения миссии НССБ;
·                обеспечение финансирования приоритетных направлений развития страны на основе перехода на финансирование только национальных, отраслевых и региональных программ развития. Нужно стимулировать переход министерств и ведомств, областных администраций и других государственных структур на программное формирование бюджета;
·                расширение полномочий министерств, ведомств и регионов в управлении государственными средствами с одновременным усилением ответственности и контроля за их расходованием;
·                обеспечение предсказуемости поступления и расходования средств через формирование бюджета на среднесрочной финансовой основе с использованием прогнозов макроэкономических показателей страны;
·                обеспечение прозрачности, подконтрольности и своевременности расходования запланированных бюджетом средств. Будет обеспечен перевод денежных средств в режиме реального времени с использованием информационно-коммуникационных технологий. С этой целью предстоит техническая модернизация и усиление системы Казначейства;
·                достижение эффективности финансовых расходов на любом уровне государственного управления через перевод всех государственных счетов в систему Казначейства.
2.            Успешная отработка основных принципов реформирования бюджетного процесса будет осуществ­ляться на примере Министерства финансов как главного финансового органа страны. Это должно послужить показательным образцом для проведения реформ в других министерствах и ве­домствах.
Основной целью реформирования Министерства финансов является содействие в построении эффективной системы управления государственными финансами через упорядочение функций всех его подразделений. Реформирование финансовой системы будет сопровождаться реформированием структуры Министерства финансов. Это позволит обеспечить синергию механизмов структурных и финансовых преобразований. Кроме того, будут сокращены издержки при переходе к современной практике управления финансами.
С целью совершенствования системы сбора налогов и координации действий различных ведомств по сбору доходов объединены Государственный таможенный комитет, Государственная налоговая инспекция, Финансовая полиция и подразделения Социального фонда, занимающиеся сбором взносов на социальное страхование, в единый государственный орган по доходам при Министерстве финан­сов.
3.            Для улучшения координации между различными министерствами и ведомствами, а также повышения их ответственности по планам расходов бюджетный процесс поэтапно будет перестраиваться на программную основу и соответствующую классификацию через среднесрочный прогноз бюджета (СПБ) на 2003-2005 годы.
Начиная с 2003 года, Министерство финансов приступит к формированию «программной» политики в секторах и в регионах. Тем самым отраслевые и региональные расходы будут увязаны с бюджетным процессом через контрольные объемы расходов, выделенные на реализацию соответствующих программ развития.
4.            Предполагается внедрение практики заключения ресурсного соглашения между Министерством финансов Кыргызской Республики и бюджетными учреждениями. Данный подход будет гибким инструментом управления ресурсами, обеспечивающим широкими возможностями министерства, ведомства и регионы в реализации государственной политики, в пределах существующих финансовых возможностей. При этом предусматривается более глубокий и полный функциональный анализ бюджетных учреждений и выработка рекомендаций по реформированию их структуры и деятельности.
5.            Среднесрочный макроэкономический прогноз с учетом приоритетов развития страны в рамках НССБ станет обязательной основой для соответствующего подкрепления через бюджет намеченных планов. Вопросы выработки политики развития страны, ее регионов, отраслей экономики встанут на первый план. В рамках такого подхода бюджет должен стать эффективным инструментом реализации запланированных приоритетных мероприятий, прежде всего, направленных на сокращение бедности в стране.
6.            Будет усилен и усовершенствован механизм планирования и приоритезации проектов, финансируемых за счет внешних заимствований под гарантию Правительства. При этом будет обеспечено своевременное софинансирование всех проектов.
7.            Существующая в настоящее время правовая база, регулирующая деятельность системы Казначейства, в целом соответствует его современным задачам. Однако низкая техническая оснащенность и отсутствие автоматизированной информационной системы являются препятствием для дальнейшего развития и становления Казначейства в соответствии с международными стандартами. Казначейские операции и процедуры автоматизированы лишь частично, а в отдаленных районах все функции выполняются вручную.
8.            Реформирование системы Казначейства будет включать в себя полную автоматизацию не только центрального аппарата, но и его региональных отделений. Техническую модернизацию и развитие платежной системы планируется осуществить в течение трех лет. Это предполагает постепенный переход на новую статистику государственных финансов с использованием современной системы классификации. Предстоит совершенствовать бюджетную классификацию, проводить учет расходных обязательств. Необходимо усовершенствовать план счетов Казначейства и, соответственно, разработать единую системную кодификацию. Предполагается усилить внутренний контроль за правильностью проведения казначейских операций, учета и отчетности по совершенным финансовым платежам, прогнозированию денежной наличности. Необходимо перевести систему отчетности Казначейства на международные стандарты.
9.            Для активизации участия Казначейства в процессе прозрачного и эффективного исполнения бюджетов всех уровней ему будет присвоен статус юридического лица в составе Министерства финансов. Система Казначейства должна обеспечить своевременное и качественное управление бюджетными ресурсами, а также жесткий контроль за их расходованием.
10.          С целью повышения эффективности информационного обмена будет создана информационная сеть при поддержке международных доноров (АБР, Швейцария и др.).
11.          В контексте финансово-бюджетной децентрализации намечается усиление полномочий местных государственных администраций и айыл-окмоту по сбору доходов и расходным полномочиям. Для укрепления бюджетов нижестоящих уровней предполагается пересмотр нормативов отчислений по регулируемым видам налогов. Кроме того, планируется передача территориальных финансовых органов Министерства в ведение местных государственных администраций.