Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана

image_pdfimage_print
Кыргызстан имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. На территории республики насчитывается больше 5000 археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение.

БАШНЯ БУРАНА Минарет X — XI вв. расположена в 12 км юго-западнее Токмока, по дороге в живописное ущелье Кегеты Кыргызского хребта. Это монументальное, культовое сооружение относится к периоду господства Караханидских племен, владевших 900 лет назад большей частью Средней Азии. Она сложена из обожженного кирпича и арчовых брусьев. На восьмигранном каменном цоколе стоит круглый в сечении, суживающийся кверху ствол, охваченный поясами орнаментальной кладки. С южной стороны на высоте 5 м находится дверной проем, от которого начинается винтовая лестница, ведущая к смотровой площадке. Высота башни — 21м, диаметр — 9 м. Ее прежняя высота предположительно была 44 — 48 м. На окружающей башню территории, в результате раскопок, обнаружены останки трех мавзолеев и полуразрушенные жилые помещения XI — XII вв. Вероятно, Бурана являлась вертикальной доминантой древнего города Баласагун, северной столицы тюркоязычного государства Караханидов. В 1218г. Баласагун был захвачен и разрушен татаро-монголами и в XIV в. перестал существовать. В 1976г. Буранинское городище было объявлено государственным заповедником, проведена реставрация башни и открыт республиканский археолого-архитектурный музей (1977г.). Основу музея составляет башня Бурана, балбалы — каменные идолы (VI — X вв.) камни с наскальным изображением (1 тыс. лет до н.э.) и сам музей с различными археологическими экспонатами.

АК-БЕШИМСКОЕ ГОРОДИЩЕ В 6 км северо-западнее Бураны находится Ак-Бешимское городище (Суяб) — один из культурных и экономических центров Чуйской долины (VI — VII вв.). Город занимал большую территорию — шахристан (городской центр) с цитаделью общей площадью 35 га, к нему примыкал рабад (ремесленный пригород) около 60 га. Городская округа, обнесенная с внешней стороны мощной стеной, создавала симбиоз городского и сельского поселения. В результате раскопок здесь нашли останки двух буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, ирригационные сети и другие атрибуты средневекового зодчества. Предполагается, что это первоначальное расположение города Баласагун, впоследствии разросшегося на восток.

КРАСНОРЕЧЕНСКОЕ ГОРОДИЩЕ Краснореченское городище — останки древнего города в 38 км восточнее Бишкека. Образец оседлой культуры (V — X вв.). При раскопках были найдены фрагменты буддийской живописи и скульптуры, а так же огромная статуя Будды (свыше 12 м) из литой глины с тонко проработанной драпировкой и цветной раскраской. Непременный атрибут зороастрийской религии — оссуарий (костехранилище), найденный на территории Краснореченского городища можно увидеть в археолого-архитектурном музее «Бурана».

ТАШ-РАБАТ — КАРАВАН-САРАЙ XV В. Располагаясь в южной части старого Ташкента недалеко от бывших ворот Бешагача, медресе Абдулкасыма напоминает о красоте древней архитектуры Ташкента. Археологические исследования, исторические документы и народные легенды рассказывают нам о том, что «первый камень» медресе Абдулкасыма был заложен в начале XIX века. Медресе Абдулкасыма — это памятник Абдулкасым-хану, великому мыслителю своего времени. В этнографических материалах 1908 года Н.Остроумов описывал этот памятник как одну из «самых почетных резиденций, которая известна не только в Ташкенте, но и в его окрестностях». Абдулкасым-хан заплатил около 30 тысяч рублей для постройки медресе и каждый год оплачивал обучение 150 учащихся. Ханака Муи Муборак стала частью здания медресе, которое является одним из самых впечатляющих исторических зданий города.

ГОРОДИЩЕ КОШОЙ-ГОРГОН Городище Кошой-Горгон — в 20 км к западу от Ат-Баши. Представляет собой останки древней крепости 250х250 м (VIII — X вв.), служившей военной ставкой удельных правителей на востоке государства Караханидов. Образец мусульманской архитектуры, расположенный на караванном пути.

МАВЗОЛЕЙ ГУМБЕЗ МАНАСА Гумбез Манаса (мавзолей) — в 20 км от города Талас у подножия горы Кароол-Чоку. Памятник мемориально-культовой архитектуры XIV в. Представляет собой портально-купольный кирпичный мавзолей с внутренним стрельчатым куполом и внешним ребристым шатром на рубчатом барабане, венчающим почти кубический объем. После реконструкции в 1970 г. был открыт мемориальный комплекс «Манас Ордосу», в него входят гумбез Манаса, Музей-заповедник «Манас», мечеть. По некоторым данным в 1334 г. в гумбезе была похоронена дочь эмира и др.

КЕН-КОЛЬСКИЙ МОГИЛЬНИК Кен-Кольский могильник (Таласская область) состоит из более чем 60 курганов, относящихся к 3 — 2 вв. до н.э.

ОШ Ош — один из древнейших азиатских городов. 3000 лет назад у подножья четырехглавой горы Бара-Кух (ее высота 160 м) появились первые поселения. В XIV в. в ее недрах был похоронен Сулейман-шейх, и гора получила название Тахт-и-Сулейман (трон Сулеймана), Сулейман-тоо стала почитаться как священная гора. На ее склоне находится пещера, в которой расположен музей. В городе сохранились мечеть Рават Абдулла-хана (16 — 17 вв.), мавзолей Асаф-ибн-Бухрия (17 — 18 вв.), мечеть Алымбек-датки (19 в.) и еще около 30 исторических памятников. Древний Ош (4 в. до н.э. — 5 в.н.э.) был важным населенным пунктом на Великом Шелковом пути, к этому времени относятся останки многочисленных древних замков на окраинах Оша — Мирзалим-Дёбё, Чаян-Дёбё, Отуз-Атыр, крепость Мады и др. Недалеко от Оша расположена скала Сурот-Таш на которой более 100 наскальных рисунков (1 тысячелетие до н.э.).

УЗГЕН Узген — древний город на территории Кыргызстана. Расположенный в VIII — IX вв. на караван пути из Самарканда в Кашгар, он имел вид мощной крепости. В 11 — 12 вв. Узген укрепил свои позиции, став столицей Ферганы. Центральная часть города представляла собой живописную застройку с узкими причудливыми улицами, рядом размещались базарная площадь, улицы с караван-сараями и хаммомы. Функционировали крупные медресе и мечети. Сейчас лишь минарет и 3 мавзолея, в 120 м от него, относящиеся к лучшим образцам среднеазиатского зодчества 11 — 12 вв. напоминают о былом величии города. В Узгенском архитектурном комплексе прослеживается идея портально-купольного мемориального здания с квадратным в плане залом и тщательно разработанным декором главного фасада. Самый ранний — средний мавзолей (начало 11 в.), имел внешние размеры 12х12 м, внутренние — 8,5х8,5 м, был украшен узорной кирпичной кладкой и резьбой, имел два слабовыраженных портала — южный и западный. В северном (1152-1153 годы) и южном (1186-1187) мавзолеях главные фасады представляют собой развитые прямоугольные порталы — пештаки, с входными айванами, оформленными стрельчатой аркой на колоннах, с четкой конструктивной схемой полос орнамента и надписей на плоскости фасада. В декоре этих мавзолеев наряду с узорной кладкой и резьбой по стуку появляется резная терракота.

КАРА-ДАРЬИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ Между Узгеном и селом Кара-Кульджа находится Кара-Дарьинское городище (3 — 4 вв. до н.э.) — представляющее собой образец кушанской культуры

ШОРОБАШАТ Между Узгеном и Джалал-Абадом находятся руины крупного городища Шоробашат, административно-военного и религиозного центра 4 — 5 вв. до н.э. Городище расположено на пологом склоне горы, в пойме реки Яссы и занимает площадь около 70 га (1400х500 м). Его окружает единый вал, длиной около 3 км и 6 м высотой. Городище состоит из четырех относительно самостоятельных укрепленных частей: цитадель, религиозный комплекс, убежище и военный лагерь. Крепость-цитадель имеет размеры примерно 250х300 м, трапециевидной формы. С северо-запада к ней примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. Здесь сохранились останки двух помещений, в первом были найдены скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Западная часть служила убежищем для окрестного населения, во время нападения врагов. Военный лагерь имел форму скошенного квадрата, что отличает его от овальных очертаний других укреплений.

МАВЗОЛЕЙ ШАХ-ФАЗИЛЬ Мавзолей Шах-Фазиль в селе Сафид-Буленд (Джалал-Абадской области) предположительно относится к 11 — 12 вв., сложенный из кирпича квадратный на восьмигранном барабане, перекрытый куполом мавзолей, отличается отсутствием наружного и богатством внутреннего декора.

ГОРОД КАРАКОЛ Город Каракол (Иссык-кульская область) с 1869 г. являлся форпостом России в прииссыккулье. В районе пристани находился перевалочный пункт на дороге из Казахстана в Кашгар через Тескей Ала-Тоо. Там же в 1892 г. был построен памятник Пржевальскому, известному русскому путешественнику и исследователю. Высота памятника — 8,5 м, его масса — 365 тонн, он представляет собой расправившего крылья орла, сидящего на каменном утесе, масса орла — 1 тонна, размах крыльев — 3 м. Каждая деталь монумента имеет символическое значение. В мемориальный комплекс Пржевальского помимо памятника входят музей, часовня и могила путешественника. Среди архитектурных памятников Каракола известны: дунганская мечеть (19 в.), построенная в стиле буддийской пагоды, и христианская церковь, возведенная в 1871 г. В 10 — 12 вв. вокруг озера Иссык-Куль сформировалась цепь поселений, вдоль одной из трасс Великого Шелкового пути. В цепь входило 4 — 5 городов и более сотни мелких населенных пунктов. Города состояли из цитадели, шахристана и относительно свободно расположенных жилищ земледельцев и скотоводов-кочевников. Во время кокандского завоевания (18 в.), по ходу продвижения войск возводились укрепления — кокандские крепости. Она, как правило, строилась на возвышенности и обносилась прямоугольной замкнутой стеной. Повсеместно на территории Иссык-Кульской области находятся археологические и архитектурные памятники. На южном берегу Иссык-Куля — развалины крепости XIV в. В городе Чолпон-Ата под открытым небом раскинулся музей петроглифов (наскальные рисунки).

САЙМАЛЫ-ТАШ Саймалы-Таш (в переводе с кыргызского — рисованный камень) — одна из самых крупных в мире галерей петроглифов. На северо-восточном склоне Ферганского хребта (недалеко от Казармана) найдено 91900 рисунков. У перевала Кёгарт, на высоте более 3000 м — Саймалы-таш — 2 — 15625 изображений. Всего 107525 петроглифов, относящихся к 3 — 2 тысячелетию до н.э. К историко-культурнм туристическим ресурсам относятся также материально-духовная культура кыргызского народа, самобытные национальные традиции, обычаи, фольклор, национальная кухня, многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства и быта, традиционные народные обряды и театрализованные представления, организованные на их основе.

Источник: http://kyrgyzstan.orexca.com/rus/monuments.shtml

Похожие записи