Стимулирование предпринимательской деятельности

image_pdfimage_print
1.     В сфере малого и среднего предпринимательства вовлечено около 60% от всего занятого населения республики. Доля данного сектора в совокупном объеме ВВП составляет более 43%. Показатели сектора имеют стабильные тенденции к росту. Так, за 2001 год число его субъектов увеличилось в сравнении с предыдущим годом на 25.8 тыс. единиц, или на 11.5%. Численность занятых за этот же период увеличилась на 58.5 тыс. человек, или на 6%.
2.     За последнее время со стороны государства предпринят ряд конкретных шагов, способствующих развитию предпринимательства. Проведена значительная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей сферу предпринимательства. В частности, принят Закон Кыргызской Республики «О защите прав предпринимателей», который является основным законодательным актом, направленным на поддержку и развитие предпринимательства.
3.     Проведена работа по упрощению и сокращению разрешительной системы. В результате внесены изменения в законодательные акты и принят ряд нормативных документов, позволивших более чем в 10 раз сократить число лицензий (до 30 видов), упорядочить процедуру и сократить сроки выдачи разрешительных документов. Разработаны и приняты правила по устранению конфликта интересов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, в соответствии с которыми организации, занимающиеся лицензируемым видом деятельности, не могут сами выдавать лицензии на этот вид деятельности.
4.     Введена упрощенная дифференцированная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, снижены ставки налога на прибыль для юридических лиц с 30 % до 20 %. Снижены и дифференцированы ставки подоходного налога до 10 % и 20%, ставки страховых взносов в Социальный фонд с 29% до 25%. Увеличен перечень видов деятельности, где применяется упрощенная патентная система налогообложения. При этом субъекты, уплачивающие налог на патентной основе в обязательном порядке, на период действия патента освобождаются от проверок. Разработана информационная система автоматизированного учета проверок, позволяющая оперативно проводить мониторинг и анализ деятельности контролирующих органов.
5.     Разработан механизм государственной регистрации юридических лиц в едином государственном органе по принципу «единого окна» («one-stop-shop»). Проведена работа по рационализации деятельности государственных контролирующих органов. В результате приняты единый порядок и процедуры проведения проверок контролирующими органами деятельности субъектов предпринимательства. На год введен мораторий на принятие новых нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность.
6.     Вместе с тем, среда для развития малого и среднего предпринимательства остается недостаточно благоприятной из-за излишнего контроля со стороны государственных органов и наличия коррупции.
7.     Слабая финансово-кредитная инфраструктура не в состоянии обеспечить спрос предпринимателей в недорогом и долгосрочном финансировании. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками, в том числе за счет средств международных доноров, непривлекательны для субъектов малого и среднего предпринимательства (высокие процентные ставки, расчеты в твердой валюте, сложность процедур, небольшие сроки кредитования и т.д.).
8.     Несмотря на принятые меры по снижению налоговой нагрузки, общие ставки отчислений все еще остаются довольно высокими, а сложные процедуры администрирования являются почвой для коррупции. Создаваемые соседними странами барьеры по транзиту грузов приводят к дополнительным издержкам.
9.     Предприниматели слабо ассоциированы и еще не научились достаточно эффективно отстаивать свои права в судебном порядке. Недостаточны профессиональные навыки у предпринимателей, не сформировался класс высококвалифицированных менеджеров, не в полной мере осуществлен доступ предпринимателей к маркетинговой информации.
10.  Основной целью в сфере предпринимательства является создание благоприятных условий для активного и динамичного развития малого и среднего бизнеса в целях повышения занятости населения и сокращения бедности. Приоритетными направлениями работы по формированию благоприятной предпринимательской среды являются:
·                обоснованная минимизация государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства;
·                совершенствование фискальной политики в сторону стимулирования предпринимательской деятельности;
·                обеспечение субъектов предпринимательства кредитными и инвестиционными ресурсами;
·                развитие вспомогательных услуг для предпринимательства, включая информационные услуги;
·                содействие всем формам ассоциирования товаропроизводителей.
11.  Стабилизация ситуации в области развития предпринимательства будет обеспечена следующими механизмами:
·                ревизия основных функций государственного регулирования предпринимательской деятельности с целью оценки их обоснованности, адекватности и эффективности. Оптимизация разрешительной системы (лицензии, сертификаты, разрешения, свидетельства) с целью ликвидации дублирующих и необоснованных регулирующих норм. Упорядочение контрольных и надзорных функций каждого государственного органа, проведения проверок субъектов предпринимательства. Повышение ответственности руководителей, должностных лиц за незаконное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства. Должны действовать только те нормы, которые связаны с безопасностью и охраной здоровья;
·                повсеместное внедрение упрощенной системы налогообложения субъектов предпринимательства, снижение налогового бремени с одновременным расширением налогооблагаемой базы. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере таможенного контроля с целью упрощения таможенных процедур и удешевления их стоимости для защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Совершенствование нормативной правовой базы и улучшение системы исполнения законодательных актов по регулированию кредитных операций, использованию залога. Постепенное введение механизма использования земли в качестве залога;
·                увеличение объемов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям экономического развития страны. Расширение доступа субъектов предпринимательства к неиспользуемым основным фондам, к невостребованному имуществу в процессе банкротства, к лизингу оборудования и технологий. Повышение эффективности использования кредитов, в том числе международных кредитных линий, путем обеспечения снижения процентных ставок, упрощения процедур рассмотрения заявок и выдачи кредитов. Развитие системы микрокредитования населения в целях сокращения бедности;
·                нахождение путей по снятию барьеров, связанных с транспортными издержками при перевозке грузов по территории соседних стран. Укрепление инфраструктуры по поддержке предпринимательства в регионах;
·                обеспечение малых и средних предприятий доступными информационными услугами. Создание системы обучения и повышения квалификации предпринимателей по бизнес-планированию, маркетингу, менеджменту, финансам и др.;
·                содействие созданию и укреплению ассоциированных общественных структур поддержки предпринимательства в целях координации и совместного решения проблем развития предпринимательства.
12.  Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства предусматривает реализацию таких механизмов, как:
·                дальнейшее совершенствование налоговой системы на принципах поощрения легальной деятельности предпринимательства;
·                внедрение законодательной базы по альтернативным видам инвестиционной поддержки – лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование;
·                развитие информационного, инновационного и технологического обеспечения предпринимательства.