Гражданская авиация Кыргызстана

image_pdfimage_print

Гражданская авиация является одной из самых важных отраслей и для Кыргызстана, как горной страны, не имеющей выхода к океану, отдаленной от мировых экономических и торговых центров, и не являющейся транзитной для основных дорожных путей.
В данное время в развитии гражданской авиации, имеется ряд существенных проблем, которые требуют скорейшего реагирования, таких как: выпадение платежей в связи с выводом Центра транзитных перевозок «Манас»; высокие цены на авиабилеты и малое количество направлений; низкая загруженность производственных мощностей аэропортов; устаревшие воздушный парк самолетов, парк спецтехники, перронной механизации и автотранспортных средств (инфраструктуры).
Кроме того, у КР нет прямого сообщения со странами Европейского союза, по причине нахождения авиакомпаний Кыргызстана в «черном списке», а также отсутствия сообщений с Юго-Восточной и Восточной Азией.
При этом за последние 7 лет в авиационной отрасли Кыргызстана наблюдается бурный рост пассажиропотока со стороны местных и иностранных авиакомпаний. Так, средний ежегодный рост рейсов составил 8 %, средний ежегодный рост пассажиропотока – 15 % (в то время как в развивающихся странах среднемировой темп роста за тот же период равнялся 11 %).
Если в 2009 году количество рейсов составляло 18 тыс. 852, то в 2013 году – 26 тыс. 333. Объем роста составил 139,6 %. Количество пассажиропотока в 2009 году – 927 тыс. 339, в 2013 году — 2 млн 420 тыс. 253. Объем роста составил 260,9 %.
В отрасли занято около 3,5 тыс. сотрудников, из них в авиакомпаниях работают около 500 человек. Таким образом, основную долю занятых и отчислений в бюджет страны обеспечивает наземная инфраструктура (аэропорт, аэронавигация, топливно-заправочный комплекс и так далее).
История кыргызской гражданской авиации
Считается, что история гражданской авиации Кыргызской Республики началась с Постановления Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР 1933 года.
Однако первый самолет появился на территории Киргизии в 1927 году. Финн Теодор Суопио прилетел на Ю-13 в Киргизию и приземлился в тогдашнем Пишпеке рядом с одной из городских больниц.
Первым аэропортом была целинная площадка в районе пригородной деревни Папеновка, начальником которого был назначен выпускник Ленинградского института гражданской авиации Н.К. Батов, приехавший в город Фрунзе в 1933 году по направлению после института. Самолетный парк состоял из трех самолетов У-2, специального сельскохозяйственного назначения.

В октябре 1933 года с Фрунзенского аэродрома взлетел маленький самолет У-2, пилотируемый Николаем Иеске с авиатехником на борту Евгением Балакши. Они совершили первый перелет через горные хребты Кунгей и Киргизский на высоте 3500 метров, тем самым определив возможность прохождения через перевалы и открытия новой трассы Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск. Свою работу начала линия Пишпек — Ташкент — Алма-Ата. 7 октября 1933 года газеты писали по этому поводу под заголовком «Первый рейс»: Последняя победа нашей авиации — это хребет Кунгей Ала-Тау, вставший над уровнем моря на 4575 метров, грозные воздушные ямы, свирепые ветры «Улан», «Сан-Таш». Наитруднейший воздушный путь Фрунзе — Рыбачье — Пржевальск взят смелостью, энтузиазмом и точными расчетами наших отважных пилотов, проведших самолет через Токмак, Рыбачье, Сазановку.
Бурное развитие гражданская авиация Кыргызстана получила в 60-е годы 20 века. Вскоре начинают эксплуатироваться транспортные самолеты Ил-18 и Ан-24. Происходит бурный рост технической оснащенности. В последующие годы были возведены многочисленные объекты служб аэропортов городов Фрунзе, Ош, жилые дома, расширены аэровокзалы во всех аэропортах внутренних воздушных линий.
Главные воздушные ворота страны — Международный аэропорт «Манас» — один из самых крупнейших и современнейших аэропортов в Центральной Азии, обладающий пропускной способностью 1700 человек в час. Аэропорт обеспечивает международные и внутренние перевозки, способен принимать все типы воздушных судов и обладает самой длинной в регионе искусственной взлетно-посадочной полосой. Аэропорт «Манас» расположен в центре Чуйской долины и находится в 23 километрах к северо-западу от столицы Кыргызской Республики Бишкека. Основной авиаперевозчик Республики — АО Национальная авиакомпания «Кыргызстан».

Гражданские аэропорты Кыргызской Республики
В Кыргызстане 11 аэропортов, из них — 4 имеет международный статус.
Гражданская авиация Кыргызстана. Аэропорты

№ п.п.Наименование аэропортаСтатус аэропортаКодовое обозначение аэродромаРазмеры взлетно-посадочной полосы,м, тип покрытияПропускная способность аэровокзального комплекса, пасс/часПропускная способность грузового терминала, тонн/годРежим работы
1Манасмеждународный4200х55, армобетон750100 000круглосуточно
2Ошмеждународный4D2816х45, асфальтобетон200Грузовой терми- нал отсутствуеткруглосуточно
3Иссык-Кульмеждународный4C2400х45, цементобетон50-//-дневной
4Караколмеждународный3C2000х40, асфальтобетон50-//-дневной
5Таласвнутренних воздушных линий3C1700х35, асфальтобетон50-//-дневной
6Нарынвнутренних воздушных линий3C2145х40, асфальтобетон50-//-дневной
7Казарманвнутренних воздушных линий3C1840х35, асфальтобетон50-//-дневной
8Джалал-Абадвнутренних воздушных линий3C1773х35, асфальтобетон50-//-дневной
9Караванвнутренних воздушных линий3C1740х35, асфальтобетон50-//-дневной
10Исфанавнутренних воздушных линий3C1700х35, асфальтобетон50-//-дневной
11Баткенвнутренних воздушных линий3C1800х35, асфальтобетон50-//-дневной
Гражданская авиация Кыргызстана. Внутренние рейсы

Гражданская авиация Кыргызстана. Международные рейсы

В Кыргызстане зарегистрировано 13 авиакомпаний-эксплуатантов, 6 компаний занимаются пассажирскими перевозками, 3 компании — грузовыми перевозками. Авиаспецработы выполняют 4 эксплуатанта. У 4 компаний (2 — грузоперевозки, 2 — спецработы) приостановлены сертификаты.

№ Наименование эксплуатантаТип перевозокПервоначальная выдача сертификата эксплуатанта Код ИКАОСТАТУС сертификата
1Air Bishkekпассажирские39141EAA
Air Manasпассажирские39056MВВ
Avia Traffic Companyпассажирские37847AVJ
4СAASавиаспец работы40063СВКПРИОСТАНОВЛЕН
5Эйр Кыргызстанпассажирские38940 LYN
6Manas Airwaysавиаспец работы40877BAM
7Sky KG Airlinesавиаспец работы40553KGK
8Sky Way Airгрузовые40351SАВ
9Supreme Aviationгрузовые40486SGKПРИОСТАНОВЛЕН
10Valor Airавиаспец работы39512VACПРИОСТАНОВЛЕН
11Tez Jetпассажирские7.2013TEZ
12Хели Скайгрузовые41480HACПРИОСТАНОВЛЕН
13Air Kgпассажирские42069KGC

Всего в реестре гражданских воздушных судов Кыргызской Республики числится 78 бортов, из них 37 самолетов советского производства и 24 вертолета все того же СССР. Зарубежных лайнеров насчитывается 17. Общее количество «наших» ВС имеющих сертификат летной годности, без которого невозможно совершать полеты, равняется 17 бортам. «Иномарок» же, допущенных к полетам – 15.

Происшествия
Количество авиационных происшествий

Годы20032004200520062007200820092010201120122013
Авиапроисшествия1491517159150586
Авиапроисшествия с жертвами-1100200001
Инциденты991317159153485
Повреждение ВС на земле50213000100
В октябре 2003 года при посадке самолет Ил-62 авиакомпании «Третьяково», следовавший рейсом Москва-Бишкек, выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с ограждением, в результате чего загорелся. Находившиеся на борту 8 членов экипажа остались живы, двое из них ранены. Самолет сгорел полностью.

Годом ранее истребитель F-16 совершил жесткую посадку в аэропорту «Манас», отчего у него отвалились задние шасси, и он протащился несколько десятков метров на брюхе. Удивительно, что боезапас не детонировал, пилот чудом не пострадал.
В 2004 году аналогичный самолет и в том же месте совершил аварийную посадку, в процессе которой у воздушного судна отказала гидравлика шасси, после чего он скатился с полосы и уткнулся носом в землю.

26 сентября 2006 года в аэропорту «Манас» из-за непозволительной ошибки американских пилотов столкнулись пассажирский Ту-154 и самолет ВВС США KC-135. Наш лайнер начал разгонятся по полосе и задел правым крылом только что приземлившийся американский топливозаправщик, который не успел съехать с полосы. У «тушки» было снесено 2 метра крыла, однако он смог взлететь и, сделав круг, совершить аварийную посадку. 52 пассажира и члены экипажей обоих судов живы. Самолет отправлен на ремонт. Экипаж Ту-154 был высоко отмечен за профессионализм и проявленную отвагу.

В 2007 году у Як-40, на котором летела группа руководителей авиапредприятий страны, во время полета отказали два двигателя, в связи с чем пилоты решили посадить самолет на полосе в урочище Кара-Кужур, которая использовалась сельхозавиацией. Однако при приземлении не вышли шасси, самолет «плюхнулся» и загорелся. 9 высокопоставленных пассажиров, в том числе тогдашние руководители аэропорта «Манас» Бакыт Сыдыков и директор департамента авиации МЧС Алик Эмрулов и 5 членов экипажа успели покинуть самолет и остались живы. Самолет сгорел полностью. Борт использовался для перелетов главы государства внутри страны.

24 августа 2008 года произошло, пожалуй, самое трагическое авиа происшествие в истории Кыргызстана. Самолет «Боинг-737-200» авиакомпании «Итек-Эйр», выполнявший рейс Бишкек-Тегеран, при попытке совершить аварийную посадку разбился, не долетев 9 км до аэропорта. Самолет полностью сгорел. Погибли 65 человек. Выжили 25.

Зимой 2011 года практически чудом удалось спасти пассажирам Ту-134, который разбился, пытаясь сесть в аэропорту г. Ош в условиях плохой видимости. При жестком приземлении, по предварительным данным, у самолета отломилось правое крыло вместе с шасси. Самолет съехал с полосы на грунт и перевернулся. После этого он начал гореть. 82 пассажира (69 взрослых, 4 детей и 9 грудных младенцев) и 6 членов экипажа успели покинуть борт и остались живы. 26 человек обратились за помощью к медикам. Лайнер сгорел и восстановлению не подлежит.

Кроме этого, часто случаются инциденты с самолетами кыргызстанских авиакомпаний — то шасси лопаются при посадке, то неполадки во время полетов, то путают полосы. Таких случаев, к сожалению, зарегистрировано десятки.

Немало произошло и крушений вертолетов. Чаще всего не везло «вертушкам» МЧС. Среди них происшествие 15 марта 2000 года в Ат-Башинском районе Нарынской области. Вертолет Ми-8 разбился о скалу, забирая с охоты группу людей. Во время полета при плохих погодных условиях хвост судна задел скалу. Погибли 3 человека, в том числе депутат Жогорку Кенеша Эркинбек Матыев, еще четверо ранены. Вертолет сгорел.

15 марта 2004 года в той же местности очередной Ми-8 разбился во время эвакуации граждан. ВС МЧС отравился в долину Музтор для спасенияи группы охотников, оказавшихся в снежном плену. Погрузив на борт около 20 человек, в том числе трех граждан США и Канады, борт поднялся в воздух, но не смог удержаться, после чего рухнул. Погибли два человека. Техника полностью сгорела

В августе 2005 года в базовом лагере альпинистов «Южный Энильчек», что в Иссык-Кульской области вертолет МЧС разбился при взлете. Ми-8 прилетел в лагерь у подножия пиков Победа и Хан-Тенгри, чтобы забрать группу альпинистов. При взлете не смог набрать нужную высоту и рухнул. 17 туристов и 4 члена экипажа успели эвакуироваться и остались живы. Вертолет сгорел.

Похожие записи