[10.04.2OO2] Из статьи И. Саакян «Когда отходы — большие доходы»

image_pdfimage_print
    По данным Минвнешторгпрома, ежегодно на протяжении трех лет (1998 — 2000 гг.) из нашей республики вывозилось до 40 — 50 тыс. тонн отходов черных и цветных металлов на сумму около $25 млн.
 
    А в прошлом году — всего 5 тыс. тонн. И дело не только в том, что от сокращения экспорта значительно пострадал госбюджет. Проблема в другом. У нас нет сейчас перерабатывающих производств. Поэтому сырье, а это в основном сплавы алюминия и меди, экспортируется за мизерную цену за рубеж, а оттуда (парадокс!) возвращается к нам в виде готовой продукции. Но уже втридорога. Между тем такой гигант отечественного производства, как “Бишкекский машиностроительный завод”, которому необходимо это сырье, находится на последнем вздохе.
 
    По мнению специалистов–практиков, все проблемы упираются в отсутствие четкого и гибкого законодательного поля. Недавно ЗС Жогорку Кенеша рассмотрело два законопроекта о государственном регулировании деятельности по скупке, заготовке, переработке и реализации отходов цветных и черных металлов. Один из них был разработан правительством, второй так называемый альтернативный вариант — самими парламентариями.
 
    …В разработанном депутатами проекте предложено демонополизировать отрасль, правительство же высказывается за ее монополию.
Однако оба законопроекта парламентом отклонены.
 
    Еще два года назад был подписан указ Президента о введении государственной монополии на данный вид деятельности. Для реализации этого документа по инициативе правительства и был создан монополист в лице государственного предприятия “Темир”, занимающегося скупкой, заготовкой и экспортом отходов цветных металлов.
 
    Но, как считают специалисты, государственную монополию вполне можно сохранить и при наличии нескольких конкурирующих фирм. Просто это условие следует четко оговорить в законодательстве. Сейчас же у “Темира” на руках лицензия, а вот оборудования по переработке отходов вовсе нет. Тогда как у других предприятий при наличии всех соответствующих мощностей отсутствует документ, позволяющий заниматься деятельностью по скупке, заготовке, переработке и реализации отходов и лома цветных металлов. В итоге появилась куча проблем, связанных, к примеру, с приемом железной стружки. В прошлом году дошло аж до того, что ее приходилось вывозить и закапывать на полях и заброшенных стройках.
 
    …Как отмечают специалисты Минвнешторгпрома, необходимости в отклонении законопроектов не было. Просто в документ следовало бы внести поправки. Во–первых в нем должны быть предусмотрены меры, которые станут надежным стимулом для развития местного производства. К примеру, предоставление налоговых льгот. Назрела и другая необходимость: временно ограничить или вовсе запретить экспорт кабельной продукции, состоящей из алюминия и меди. С одной стороны, это значительно сократит массовое воровство кабелей и проводов. А с другой — ограничение вывоза сплавов благоприятно скажется на развитии местного производства.
 
    …Правда, чтобы привести этот механизм в действие, необходимо его узаконить. Но, поскольку наши парламентарии не поддержали ни один из предложенных законопроектов, это еще не менее чем на год отдалило нас от кардинальных изменений в данной отрасли.
 
«Вечерний Бишкек», 10 апреля 2002 г.