ВВЕДЕНИЕ

image_pdfimage_print
 
 
Национальная стратегия сокращения бедности (НССБ) является первым этапом реализации Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года (КОР).
 
Стратегия КОР была одобрена 29 мая 2001 года Национальным собранием с участием Президента Кыргызской Республики А.Акаева, руководителей и представителей всех ветвей государственной власти, различных неправительственных организаций, политических партий и общественных объединений, местных сообществ и СМИ.
 
Документ отражает видение развития нашей страны на ближайшее десятилетие. Общая цель КОР – достичь политического и социального благополучия, экономического благосостояния народа Кыргызстана в условиях главенства принципов свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого.
 
Процесс подготовки и начало реализации долгосрочной стратегии является уникальным для Кыргызстана. Участие в разработке документа представителей всех слоев общества республики позволило сделать КОР поистине национальной стратегией, определяющей основные направления развития страны:
·                формирование эффективного государственного управления;
·                строительство справедливого общества;
·                обеспечение устойчивого экономического роста.
 
Донорское сообщество полностью поддержало документ КОР, подтвердив это в многочисленных меморандумах, заявлениях и обращениях о том, что только в рамках этой стратегии развития будет оказываться инвестиционная и грантовая поддержка Кыргызстану, направленная, прежде всего, на сокращение бедности. Этот подход позволил донорам четко увидеть основные направления развития страны и определить ориентиры оказания помощи. Он позволяет Кыргызстану сконцентрировать внешние и внутренние ресурсы только для реализации целей КОР.
 
Главной задачей в рамках КОР является сокращение уровня бедности в Кыргызстане в два раза до 2010 года.
 
Президентом Кыргызской Республики А.Акаевым на состоявшемся в январе 2002 года Национальном форуме «Преодоление бедности: инициатива народа и ответственность власти» были поставлены конкретные задачи по дальнейшей активизации реформ, максимальной мобилизации всех имеющихся ресурсов для обеспечения последовательного сокращения бедности и повышения уровня жизни граждан Кыргызстана.
 
В целях реализации КОР и доработки НССБ сформирована институциональная основа. Согласно Указу Президента Кыргызской Республики созданы Национальный совет и его рабочий орган – Секретариат по КОР. Образованы координационные комитеты по направлениям: устойчивый экономический рост, социальная защита и человеческое развитие, повышение эффективности и прозрачности государственного управления. При координационных комитетах сформированы 23 рабочие экспертные группы. Созданы региональные советы во всех областях и гор. Бишкеке, при которых также образованы и работают экспертные рабочие группы. В состав этих коллегиальных координационных и рабочих органов вошли представители всех ветвей государственной власти и гражданского общества.
 
Подготовка НССБ проходила в два этапа. Первый этап охватывал период разработки промежуточной НССБ параллельно с разработкой КОР. Данная версия НССБ прошла всестороннюю экспертизу отечественных и зарубежных экспертов, ряда международных финансовых организаций. В конце ноября – начале декабря 2001 года промежуточная редакция НССБ была одобрена Советом директоров Всемирного банка и Исполнительным советом МВФ.
 
Однако изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 года, новое отношение доноров к процессу НССБ, опыт разработки КОР, а также первые успехи Кыргызстана в его реализации потребовали переосмысления взглядов на процесс НССБ.
 
В настоящее время практически все донорское сообщество меняет свою стратегию оказания помощи бедным странам, где главным акцентом является учет приоритетов развития страны, принцип равной ответственности за полученный результат, а также усиление эффективности предоставляемой помощи.
 
Кыргызстан приветствует и поддерживает решения и рекомендации представительных международных совещаний и конференций, в том числе Международной конференции по стратегиям сокращения бедности, состоявшихся в январе 2002 года в Вашингтоне, февральской встречи представителей правительств и международных организаций в Лондоне по обеспечению долга и стимулированию экономического роста в странах СНГ с низким уровнем дохода, ряда других многосторонних встреч, посвященных различным аспектам преодоления бедности.
 
Консультативное совещание доноров прошедшее, в г. Бишкеке 9-11 октября 2002 года, еще раз подтвердило общее понимание и поддержку процесса НССБ Кыргызстаном и донорским сообществом.
 
Кроме того, Кыргызстан рассматривает процесс НССБ как реальную возможность перейти на такой путь развития, когда в большей мере задействованы собственные ресурсы и особое внимание уделяется вопросу повышения потенциала республики в целом.
 
Наступило время, когда от реформ, проводимых в стране, должны быть получены качественные результаты. Для этого нужны новые подходы с целью усиления ориентации проводимой политики, прежде всего, на нужды и чаяния народа, чтобы достигнутые успехи напрямую ощущались простыми людьми в своей повседневной жизни.
 
Необходимо добиться того, чтобы действия государства всегда были прозрачны, скоординированы, своевременны и сфокусированы на получение требуемого эффекта. Нужно быстрее осваивать современные динамичные и гибкие системы управления.
 
С помощью эффективного управления всеми имеющимися ресурсами страны и активным привлечением прямых инвестиций предстоит обеспечить устойчивый экономический рост.
 
Именно поэтому второй этап доработки документа исходил из того, что среднесрочная стратегия НССБ рассматривалась как единый целостный бизнес-процесс. Это означает, что все действия в рамках стратегии должны быть четко продуманы от начала до конца, приоритезированы, обеспечены необходимыми ресурсами и выполнены в срок на всех уровнях ответственности. НССБ – это единая стратегическая программа страны на среднесрочный период. Все остальные программы – региональные, отраслевые, донорской помощи и другие – должны быть скоординированы в ресурсных рамках НССБ.
 
В связи с этим НССБ разрабатывалась как целостный процесс, при котором все прогрессивное используется в качестве катализатора предстоящих преобразований, где должна быть обеспечена синергия действий всех участников реализации и их полная ориентация на выполнение миссии НССБ. Именно такой процессно-ориентированный подход использовался при доработке НССБ.
 
Данный подход был утвержден на Национальном совете по КОР в январе 2002 года. Принципы разработки и реализации НССБ поставлены на единую методологическую основу с применением современных методов проектирования бизнес-процессов. Это позволит в перспективе создать платформу для эффективной управленческой системы на всех уровнях разработки и реализации комплексных программ развития страны: на международном, национальном, отраслевом и региональном, а также на уровне деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.
 
Принципиальным моментом является то, что все политики развития проработаны в единой логике по следующей схеме:
·                оценка текущей ситуации;
·                определение цели предстоящих реформ;
·                разработка стратегии;
·                выбор приоритетов развития;
·                разработка механизмов реализации;
·                определение мероприятий;
·                оценка ресурсов и источников финансирования;
·                разработка индикаторов системы мониторинга и оценки.
 
При этом необходимо отметить, что приоритезация действий осуществлялась исходя из уровня влияния на сокращение бедности, степени проработанности мероприятий, наличия ресурсов. Для реализации приоритетных направлений выбраны механизмы, которые успешно осуществлялись ранее, реально выполнимы, перспективны и ускоряют процесс развития в стране.
 
Разработка мероприятий осуществлялась в виде программ, проектов, исследований. Программы направлены на выработку политики в тех сферах, которые нуждаются в четком видении будущего развития. Проекты будут осуществляться для реализации выработанной политики. Исследования предназначены для поиска новых путей развития в перспективе (связь с будущей НССБ).
 
Разработана логическая иерархия действий (дерево целей) от формулировки целей до разработки конкретных мероприятий по их достижению. Этот комплекс мероприятий представлен в виде матрицы действий с определением календарного и ресурсного планов. Данная матрица действий будет совершенствоваться и дорабатываться.
 
Кроме того, все наработанное и полезное из промежуточного варианта было использовано в окончательном документе НССБ с усилением логики документа, приоритезации, оценки ресурсов и т.д.
 
Полная редакция НССБ доработана в тесном взаимодействии всех ветвей государственной власти и гражданского общества страны, при поддержке и консультациях с представителями международных организаций и стран-доноров.
 
Она направлена на всемерную активизацию проводимых реформ в интересах сокращения всех видов проявления бедности, более полной и всесторонней реализации общечеловеческих прав и ценностей, на устойчивое развитие человека, общества и государства.
 
Подготовка полной редакции НССБ осуществлена на основе уточненных и обновленных данных о характере и структуре бедности.